Четвертое. Продолжением экономической стороны в данном обзоре следует политическая сторона стратегического развития города. В работах Глазычева мы также находим интересные замечания по данному вопросу, он много и подробно рассматривает особенности российских городов, например такие:
“Что касается федеральной политики, то она носит ярко выраженный антигородской характер. Просто потому, что существующий объем полномочий, предоставляемых городу, очевидно не соответствует его финансовым возможностям. Даже в теории не соответствует, то есть центральная власть прекрасно знает, что, даже собрав все налоги, город всё равно не потянет объем собственных обязательств перед населением. Все это выглядит как попытка сбросить ответственность за происходящее в стране с себя на тех, кто рангом пониже. Ответственность сбрасывают, а средств не дают. Поэтому наши города выглядят чудовищно недокормленными и говорить о развитии здесь можно с трудом.”
Конечно, этой цитате почти 14 лет, с тех пор российские города “прибавили вес” выражаясь в терминах автора, это отражают индексы и показатели различного уровня - ВНП, ВГП, Индекс качества городской среды и прочее. Однако связано ли это с общим ростом уровня экономики в стране или является результатом эффективной политики Министерства строительства и жилищного хозяйства, а также мер политического управления, сказать сложно.
Также как сложно отрицать, что на данный момент полномочия местной администрации крайне ограничены и практически не влияют на масштабные городские проекты - будь то инфраструктурные, связанные с развитие транспортной, инженерной, социальной инфраструктуру или инвестиционные, связанные с запуском новым производственных, туристических и прочих коммерческих проектов. Как на местном уровне администрация может инициировать или отвечать за принятые решения в рамках масштабных стратегических задач настоящая Методология не дает прямого ответа. А вот Вячеслав Леонидович предлагает подумать над тем, что будет если этих полномочий так и не появится:
“— власти субъектов федерации потеряли самостоятельность в выборе целей развития и средств их достижения, их деятельность стала детально регламентироваться на федеральном уровне;
— достигла критического уровня финансовая централизация. Доля консолидированного бюджета РФ, остающаяся в распоряжении субнациональных органов власти для реализации собственных полномочий и решения вопросов местного значения, составила в 2005 году 45%, а в 2010 году — 37%. Доля целевых межбюджетных трансфертов, наоборот, выросла с 24% в 2005 году до 63% в 2010 году;
— сложилась практика осуществления федеральными властями крупных проектов в сфере компетенции субъектов федерации и органов местного самоуправления, что является искажением принципа разграничения полномочий;
— возложение ответственности на глав регионов за исполнение и региональных, и муниципальных полномочий вкупе с предоставлением им разнообразных возможностей вмешиваться в формирование и деятельность органов местного самоуправления фактически привело к ликвидации самостоятельности муниципальных органов власти. Практически не осталось вопросов местного значения, которые население решало бы самостоятельно.
Все это происходит в условиях, когда повышение конкурентоспособности территорий, их превращение в центры инновационного развития становится ключевым фактором экономического роста.”
Коллеги из Институт экономики города КБ Strelka так оценивают текущую ситуацию
“Сегодня рост ВГП напрямую вносит вклад в муниципальный бюджет только через увеличение НДФЛ (в городской бюджет идет от 15% и более, если регион устанавливает дополнительные отчисления), земельного налога с юридических лиц, доходов от операций с имуществом и налогов по специальным налоговым режимам , которые составляют около половины бюджета города и менее 3% ВГП .
Столь малая степень конверсии ВГП в доходы муниципального бюджета объясняется спецификой бюджетной системы Российской Федерации: местный бюджет практически не получает доходов от локализованного в городе бизнеса. Налог на прибыль и имущество организаций по федеральному законодательству подлежит зачислению в региональный и федеральный бюджет, НДС полностью идет в федеральный бюджет.”
Проект Методологии, на данный момент, не предполагает никаких изменений в отношении перераспределения налоговых поступлений, хотя такое можно было бы допустить в отношении тех инвестиционных проектов, которые реализуются в городах именно в рамках мастер плана.
Если представить данную ситуацию, то в целом, выиграли все участники процесса: федеральные законы не меняются, так как инициатива касается не всей экономической деятельности в целом, а исключительно инвестпроектов в рамках мастер-плана; у местного бюджета появляется преимущество в виде прямых налоговых поступлений от налога на прибыль организаций, у организаций - основание договариваться с администрацией конкретного города.